В СОЗД ГАС «Законотворчество» зарегистрирован проект закона № 784334-8, вносящий изменения в 414-ФЗ и 89-ФЗ о предоставлении субъектам РФ права устанавливать в правилах обращения с отходами порядок накопления, транспортирования, обработки и утилизации отходов строительства и сноса с учетом региональных особенностей.
Законопроектом также устанавливается, что на территории, на которой осуществляется строительство, реконструкция ОКС или смежной территории могут осуществляться накопление, обработка, обезвреживание, утилизация отходов строительства, в том числе с использованием мобильных установок.
Отходы грунта, относящиеся к отходам V класса опасности, подлежат складированию в местах накопления строительных отходов в границах земельного участка или на смежном земельном участке отдельно от иных отходов строительства и могут быть использованы при производстве указанных работ на таких ОКС, в соответствии с проектной документацией.
Вывозить отходы сноса, ремонта и благоустройства можно будет только централизованно и упорядоченно.
В регионах появятся централизованные и упорядоченные системы обращения со строительным мусором. Отходы ремонта, сноса, «технического перевооружения» и благоустройства возьмут под контроль: их вывозом займутся специальные компании-операторы, а количество накопленного мусора обяжут прогнозировать в процессе проектирования зданий и сооружений.
Как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке, в России сегодня полностью урегулированы на законодательном уровне вопросы обращения с бытовыми отходами, отходами животноводства, добычи полезных ископаемых и так далее. А вот нормативно-правовая база, которая регламентировала бы аналогичные аспекты обращения с отходами строительства, ремонта, сноса и благоустройства, нуждается в серьезных корректировках.
В соответствии с поручением президента предложено отнести к «собственным» полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование и организацию обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройство, утверждение правил обращения с такими отходами, установление перечня таких отходов, в том числе относящихся к вторичным ресурсам, в целях запрета их захоронения, а также установление порядка ведения региональной информационной системы обращения с отходами производства и потребления.
Ключевой закон, в который предлагается внести изменения, — Федеральный закон от июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В частности, в нем может появиться базовое определение отходов строительства, которое будет звучать так: «Отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам и образующиеся при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, включая сети и системы инженерно-технического обеспечения, при сборке, демонтаже некапитальных строений, сооружений, при проведении работ по благоустройству территорий, при техническом перевооружении производства, включая отходы грунтов».
Специально для них также предусматривается новая статья, которой в текущей редакции закона нет: статья 14.6 «Особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения, благоустройства». В ней, в частности, прописывается право субъектов самостоятельно утверждать правила обращения с такими отходами, порядок их накопления и утилизации, требования к объектам обезвреживания и захоронения, транспортировке и так далее.
Так, согласно законопроекту, если в регионе существует собственная информационная система в области обращения с отходами производства и потребления, к ней обязаны будут подключиться операторы по вывозу строительного мусора, в том числе чтобы местоположение их автомобилей можно было отслеживать при помощи системы ГЛОНАСС. При этом перевозить отходы можно будет только получив на руки сопроводительные документы.