Минстрой России приказами №745/пр и №746/пр от 14.10.2021 года утвердил дополнения к Федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ-2020), включив очередные изменения и дополнения к Федеральным единичными расценкам (ФЕР) и Государственным элементным сметным нормам (ГЭСН).
Вступающие в силу с 1 декабря 2021 года восьмые дополнения и изменения в ФСНБ-2020 содержат 195 сметных цен строительных ресурсов, а также 491 новых и актуализированных сметных норм. Из них - 375 новых, в том числе 30 разработанных ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Среди наиболее актуальных позиций обновленных сметных норм и расценок, применяемых для определения стоимости объектов промышленного и гражданского строительства, в сборник государственных элементных сметных норм (ГЭСН) включены, в частности, сметные нормы на сборку и сварку арматурных пространственных каркасов в построечных условиях, которые ранее отсутствовали в сметно-нормативной базе. Кроме того, в составе дополнений №8 к ФСНБ 2020 разработано 14 сметных норм и федеральных единичных расценок, дифференцированных по диаметрам арматурной стали от 6 до 40 мм. Нормы разработаны Главгосэкспертизой России расчетно-аналитическим методом.
Также к числу актуальных, добавленные в ФСНБ нормы и расценки на огрунтовку и окраску мостовых металлических конструкций лакокрасочными материалами с применением автогидроподъемников. Новые сметные нормы разделены на работы по огрунтовке и окраске монтажных стыков, болтов в стыках, а также окраску пролетных строений.
Запроектированное здание школы - это общеобразовательное учреждение на 1111 учащихся и осуществляющая образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: I ступень - начальное общее образование (1-4 классы); II ступень - основное общее образование (5-9 классы); III ступень - среднее (полное) общее образование (10-11).
Здание сложной формы в плане с внутренним двором будет состоят из четырех блоков, функционально разделенных на четыре секции включающие в себя группу общешкольных помещений, административных и вспомогательных, а также помещений специализированных кабинетов основной, средней школ и начальной школы.
Строительство данного объекта будет осуществляться в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 31.12.2015 №234 «Об утверждении программы «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».
В рамках проведения Технологического и ценового аудита обоснования инвестиций ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» проведено публичное обсуждение обоснования инвестиций по объектам:
• «Реконструкция магистральных сетей водоснабжения г. Цимлянска Ростовской области»
• Строительство очистных сооружений и реконструкция сетей канализации г. Цимлянска Цимлянского района Ростовской области
В период проведения публичного обсуждения с 27.10.2021 г. по 10.11.2021 г. и с 02.11.2021 г. по 17.11.2021 г. отзывы не поступали.
По результатам публичного обсуждения подготовлены Заключения публичного обсуждения обоснования инвестиций, которые размещены на официальном сайте ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» по адресу: ссылка.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Федерального закона, разработанного Минстроем России, которым предусматривается внесение в КоАП ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков представления информации о ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС* согласно Правилам мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12. 2016 г. № 1452.
*ФГИС ЦС - Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, состоящая из ряда подсистем и спроектированная для совместной деятельности организаторов и участников инвестиционно-строительных проектов.
Основная подсистема, сформированная в качестве оператора сметных цен, наполняется данными органов власти, государственных учреждений, производителей и поставщиков строительных ресурсов. Официальный сайт ФГИС ЦС: fgiscs.minstroyrf.ru.
В связи со слабым наполнением ФГИС ЦС ведомство планирует мотивировать юридических лиц, которые обязаны ежеквартально отчитываться о ценах реализованной продукции, на основании которых формируются показатели для использования при составлении сметной документации на государственных стройках.
Необходимо отметить, что Минстрой России давно предупреждал о возможном введении санкций за игнорирование требований Правил мониторинга по отношению к производителям и поставщикам строительных ресурсов.
Штрафы за непредставление информации предусмотрены как для должностных, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые согласно размещенному во ФГИС ЦС перечню обязаны участвовать в наполнении системы сведениями о реализуемой продукции.
Оформление нарушений планируется осуществлять силами специалистов Минстроя России, а доходы, полученные от уплаты штрафов, будут в полном объеме поступать в федеральный бюджет.
За первичное нарушение законодательства штраф для должностных лиц может составить от 5 000 до 15 000 рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей.
Каждое повторное нарушении повлечет более крупный штраф: для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 200 000 рублей.
Переход на BIM/ТИМ-технологии и отмена тысяч обязательных норм и сводов правил фактически приведет к созданию нового процесса проектирования и строительства с ведущей ролью не только главного инженера и главного архитектора проекта, но и главного эксперта, сообщил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин.
«Мы создаем совершенно новый процесс технологического проектирования и строительства. Потому что уже сейчас в экспертных органах внедряются новые специалисты, которые являются главными экспертами проектов и которые вместе с главными инженерами, главными архитекторами проектов должны принять решение на основании тех норм, которые стали добровольными», - сказал министр на Форуме «Обязательные требования и контрольно-надзорная деятельность: итоги реформы и перспективы», прошедшем в рамках Недели российского бизнеса-2021.
Минстрой России опубликовал в целях общественного обсуждения поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие введение понятий «Образцовая проектная документация» и «Образцовое проектное решение».
Образцовое проектное решение утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы образцового проектного решения.
Образцовые проектные решения будет утверждать Минстрой России. Сведения об утверждении образцового проектного решения, а также утвержденное образцовое проектное решение включаются в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Состав и требования к содержанию образцового проектного решения, порядок подготовки, утверждения, изменения и предоставления образцового проектного решения будет установлено Правительством РФ.
Согласно письму Минстроя России от 17 ноября 2021 года № 50068-ИФ/13 из перечня работ, по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений (школ), включающего раскрытие по 14 видам работ, подлежащих софинансированию из федерального бюджета исключен вид работ «Присоединение зданий к теплофикационным сетям при расстоянии от здания до сети не более 100 метров», а также требование к диаметру трубопроводов и сетей.
Данное письмо подготовлено в дополнение и уточнение к письму Минстроя России от 30 октября 2021 года № 47594-ИФ/13.
Письмо Минстроя России от 17.11.2021 г. № 50068-ИФ/13
Положительное заключение по проекту строительства напорной канализации от микрорайонов №3 и №5 выдано государственной экспертизой проектов Ростовской области.
Проектом предусматривается строительство канализационной насосной станции «Енисейская» и напорных сетей канализации от КНС до точки подключения в самотечный коллектор диаметром 800 мм по пер. Комиссаровский. Проектируемый напорно-самотечный коллектор является частью системы канализационных сетей и сооружений г.Шахты, которая обеспечивает бесперебойное водоотведение сточных вод от микрорайонов №3, 5, 5А.
Проект выполняется в рамках реализации региональной программы «Жилье» и государственной программы «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области». В рамках данных программ производится модернизация системы водоотведения г.Шахты Ростовской области, связанное с активным освоением молодых микрорайонов №3, 5 и 5а жилого района «Олимпийский».
На базе Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП) будет создана Ассоциация экспертиз России.
На заседании Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ обсужден вопрос о дальнейшем развитии института экспертизы в строительстве.
По мнению Председателя общественного совета Сергея Степашина, создание Ассоциации экспертиз России является актуальным, поскольку на сегодняшний день существуют структуры, занимающиеся данным видом деятельности, конкурирующие между собой.
Безопасность и жизнеспособность объектов зависит от слаженной работы экспертных организаций. Данная позиция была одобрена министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным.
В рабочую группу по вопросам консолидации экспертного сообщества в области экспертизы строительства войдут представители Минстроя РФ, Главгосэкспертизы России, Ассоциации экспертиз строительных проектов, Ассоциации «Национального объединения организаций экспертизы в строительстве» (НОЭКС), а также Комиссии по вопросам разрешительной деятельности и совершенствования нормативной базы в строительстве Общественного совета при Минстрое России.
В рамках реализации организационных мероприятий по созданию Ассоциации экспертиз России на 25 ноября 2021 года запланировано проведение внеочередного общего собрания членов Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП) в работе которого примет участие и ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов»
9 ноября 2021 года нижняя палата Госдумы РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Законопроектом уточняется понятие «Дом блокированной застройки» и вводится понятие «Многоквартирный дом».
Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, целью его разработки является устранение правовой неопределенности, возникающей при разграничении домов блокированной застройки и многоквартирных домов, путем закрепления соответствующих понятий в Градостроительном и Жилищном кодексах.
Если необходимость законодательного урегулирования обозначенной правовой неопределенности возражений ни у кого не вызывает, то с предлагаемым подходом часть экспертов не согласна.
Так Комитет Госдумы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в своем заключении указал, что вводимое определение дома блокированной застройки не содержит указания на ограничение по этажности здания, а также не устанавливает территорию, на которую должен осуществляться выход из такого жилого дома (земельный участок или помещения общего пользования).
На сайте Росстандарта опубликована пояснительная записка к новой редакции СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»
В документ включены новые термины и откорректированы определения ранее использовавшихся, таких как: «подполье», «техническое подполье», «чердак технический», «кухня-ниша», «кухня-столовая», «чердак», «этаж здания», «этаж мансардный», «этаж технический». Это позволит снять противоречия, возникающие при проектировании и экспертизе проектных решений.
Предусмотрена возможность корректировки минимальной площади световых проемов, расчета на прогрессирующее обрушение конструкций жилых зданий по заданию на проектирование.
Уточнены положения: по объемно-планировочным элементам жилых многоквартирных зданий в части доступности для МГН, о типах стоянок автомобилей, встроенных и встроенно-пристроенных в подземные и нижние надземные этажи жилого многоквартирного здания; положений по размещению в жилых многоквартирных зданиях помещений общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на жилище; о возможности расположения помещений общественного назначения в жилых зданиях для крупных и крупнейших городов, о размещении входов во встроенные и встроенно-пристроенные помещения общественного назначения, о минимальных площадях квартир.
Опубликовано постановление Правительства РФ № 1812 от 22.10.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»
Документ вносит изменения в постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 которым установлен механизм изменения (увеличения) цены контрактов из-за роста цен на строительные ресурсы, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключённых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013.
Правительство РФ распространило действие механизма, позволяющего компенсировать застройщикам удорожание строительных материалов на госконтракты, заключённые до 1 октября 2021 года. Речь идёт о праве подрядчиков по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Ранее данный механизм распространялся только на контракты, заключенные до 01 июля 2021 года.
Постановлением предусмотрено и расширение перечня заказчиков (с 39 до 61), контракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены. Таким образом их число увеличилось почти вдвое.
Также уточнено, что изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных не только до получателя средств федерального бюджета, но и до бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ростовской области
Постановление Правительства Ростовской области от 02.11.2021г. № 905
По поручению президента России Владимира Путина Министерством просвещения РФ совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в 2022 - 2026 годах будет реализована программа по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций.
В капитальном ремонте нуждается 10% школ страны. Уже в новом году в России начнётся реализация программы, в рамках которой в 2022–2026 годах должно быть отремонтировано 7 300 зданий. Об этом на совещании Владимира Путина с Правительством и руководством партии «Единая Россия» сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Программа стартует с 1 января 2022 года. Минпросвещения России и Минстроем России определен перечень видов работ, которые будут финансироваться из федерального бюджета. Программа предполагает оснащение отремонтированных школ мебелью и учебным оборудованием.
Во исполнение раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 09.08.2021г. № ТГ-П8-76пр по вопросу разработки программы, направленной на капитальный ремонт в 2022-2026 годах и пунктов 2 и 3 протокола совещания у первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакина от 11.08.2021г. № 804-ПРМ-АЛ ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, в части образовательных организаций (школ) включаемых в программу, направленную на капитальный ремонт в 2022-2026 годах.
Заключение по результатам проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательных организаций будет выдаваться в срок не более 14 рабочих дней.
Весной 2021 года опубликовано постановление Правительства РФ № 331, обязывающее формировать и вести информационные модели объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых с привлечением бюджетных средств, созданных после 1 января 2022 года.
ВАЖНО: в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, будет заключен после 01.01.2022 задание на проектирование должно содержать требования о применении технологий информационного моделирования, установленные постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
Правила формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в неё сведений установлены постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Обязательная разработка трехмерной модели может быть исключена из общей информационной модели на всех этапах жизненного цикла объекта – это следует из проекта постановления Правительства России.
Проект постановления правительства России вносит изменения в Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства и Состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов.
Вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1667 «Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»
Минстрой России опубликовал новый проект документа: «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»: Что ждёт институт строительной экспертизы.
В Стратегии уделяется большое внимание перспективам развития института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в частности, ключевой целью развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий становится его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов.
Проект: Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроем России №115/пр от 22.02.2018».
Проектом приказа вносятся изменения в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) в части уточнения перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЗ, путем дополнения указанного перечня Федеральным казначейством и государственными (муниципальными) заказчиками.
Документом устанавливается, что Федеральному казначейству для реализации возложенных на него полномочий оператора государственной автоматизированной информационной системы «Управление» сведения из ЕГРЗ будут предоставляться в полном объеме.
Государственным заказчикам сведения будут предоставляться в объеме экономически эффективной проектной документации, а также документов, включенных в разделы реестра, относящиеся к объектам капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов РФ; юридических лиц, созданных муниципальным образованием; юридических лиц, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50%.
Таким образом, в случае принятия указанных изменений у Федерального казначейства и у государственных (муниципальных) заказчиков расширится возможность в применении проектной документации по объектам-аналогам и их поиск среди объектов, размещенных в ЕГРЗ, что в свою очередь должно упростить процесс проектирования.
Напомним, что Федеральным законом 275-ФЗ от 01.07.2021 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и отдельные законодательные акты РФ» в ГрК РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования был заменен институтом типового проектирования.
Общественное обсуждение проекта продлится до 18 октября 2021 года.
Минстроем России опубликованы разъяснения по вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
Письмо Минстроя России от 04.10.2021 N 42594-СМ/09 «По вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы»